Краткая апелляционная жалоба


Все стороны судебных прений и лица, чьи интересы и права были затронуты судебным решением, имеют права его опротестовать. Но в некоторых случаях суд несвоевременно изготавливает решение, поэтому значительно сокращается время на подготовку апелляции. Так, к примеру, если своевременно не пришла копия вердикта суда, а срок пересмотра истекает, подается жалоба краткой формы, которая заведомо не соответствует нормам процессуального законодательства.

Делается этого для того, чтобы суд принял решение оставить жалобу без рассмотрения и выделил время для исправления ошибок и подачи в суд второй инстанции корректной апелляционной жалобы. Так, пока заявитель исправляет ошибки, суд отправит копию решения, чтобы апеллировать.

Чтобы детально разобраться в данном вопросе, стоит обратить внимание на следующие законодательные нормы:

  • Ст. 259 АПК определяет, что передать апелляционную жалобу в арбитражный суд необходимо в течение 30 дней с момента провозглашения судебного решения в окончательной форме, а кассационную жалобу – в течение 2 месяцев (ст. 276 АПК).
  • По ст. 199 ГПК окончательной формой судебного решения является определение из 3 составляющих – введение, мотивировочное, резолютивное. В судебном порядке суд выносит резолютивную часть (ст. 193 ГПК). Чтобы составить полную форму, у суда есть 5 дней, о чем говорится в ст. 199 ГПК.

Так, возникают сбои в гражданских и арбитражных процессах, поскольку судьи порой не успевают заключить решение в окончательной форме, о чем уведомляют кассаторов (участников дела) сопроводительным письмом. Чтобы не упустить срок обжалования, в суд высшей инстанции отправляется краткая жалоба. Она фактически позволяет растянуть время для получения заключительной копии решения суда, то есть с мотивированным разделом.

Краткая апелляционная жалоба используется сторонами судебных прений, хотя противоречит судопроизводству России. Однако это также не является нарушением, ведь адвокаты и юристы исходят из принципа «всё, что прямо не запрещено законом, разрешено».

Как составляется краткая жалоба?

К составлению предварительной жалобы по гражданскому делу не выдвигаются какие-либо требования, однако, при этом необходимо придерживаться требований, выдвинутых в ст. 322 ГПК.

В документе нужно обязательно указать следующие данные:

  • наименование судебного органа, где будет производиться обжалование;
  • данные о заявителе и заинтересованных сторонах – Ф.И.О., статус в деле, адрес прописки, адрес фактического пребывания, контактные данные;
  • номер дела;
  • наименование документа – «Апелляционная жалоба»;
  • сведение о непригодном решении: когда было вынесено, каким судом, в чем суть дела, суть исковых требований;
  • выражение несогласия с решением (можно написать общими словами, а можно руководствоваться требованиями ст. 330 ГПК, поскольку фактически понятно, что учитывал суд при вынесении непригодного определения);
  • требования заявителя – отметить решение или определенную его часть, остановить делопроизводство, принять новое решение;

    Не нужно детально расписывать суть доводов, на основании которых принятое решение подлежит пересмотру или отмене, ведь главный принцип такой формы жалобы – краткость.

    Часто решение суда первой инстанции апеллируется в районном суде.

    Подача кратной жалобы

    Несмотря на то, дело обжалуется в суде второй инстанции, передается краткая жалоба через тот судебный орган, который принимал решение по делу. Осуществить это стоит сразу после того, как было вынесено данное определение. От такой процедуры стоит отказаться, если есть уверенность, что удастся добиться пересмотра судейского определения на протяжении 1 месяца после получения его заключительной копии.

    Подав краткую жалобу, от суда надо получить уведомление о том, что документ нужно исправить. Потребуется внести все необходимые правки в течение времени, отведенного для этого судом. Так, оформляется корректная апелляционная жалоба с матированной частью.

    При этом необходимо уведомить все заинтересованные стороны о запуске апелляционного делопроизводства.

    Особенности применения краткой жалобы

    Прибегая к использованию краткой жалобы, стоит принимать во внимание следующие ее особенности:

    • Подача такой жалобы является намеком суду о том, что заявитель намерен до конца отстаивать свою позицию. Так, необходимо иметь надежную правовую защиту и доказательства, чтобы не проиграть дело.
    • В краткой жалобе разрешается отметить, что данный документ является неполным, а корректный документ будет подан после получения на руки копии решения суда с мотивированной частью.
    • В заголовок не нужно включать слово «краткая», поскольку формально такого документа не существует. Так, чтобы жалоба выглядела юридически грамотно, стоит дать одно из двух названий – «Апелляционная жалоба» или «Кассационная жалоба».
    • Судья имеет право отказать в принятии жалобы. Такой отказ можно оспорить. Если жалобу отказываются принимать в канцелярии, стоит сразу обратиться к председателю суда. Если уже он откажется, данный факт стоит зафиксировать, например, на камеру. Хорошо, если у данного инцидента также будут свидетели. Если даже после таких действий документ не будет принят, его стоит отправить заказным письмом, а после оспорить действия работников суда.

    Госпошлина

    При подаче краткой жалобы потребуется оплатить госпошлину: для физических лиц – 150 рублей, а для юридических – 3000 рублей. Ключевой момент заключается в том, что прилагать копию об оплате взноса при подаче документов не нужно. В этом случае суд может отправить жалобу обратно и даст время на исправление всех недочетов.

    Когда же будет подаваться развернутая жалоба, квитанцию нужно приложить в обязательном порядке.

    Важно отметить, что при подаче исправленной версии жалобы повторно оплачивать пошлину не придется, поэтому нужно обязательно сохранить чек об уплате госпошлины при подаче краткой жалобы.

    Итак, суть применения жалобы неполной формы – растянуть срок обжалования судебного определения, отведенный законодательством. Такая жалоба заведомо оформляется в виде, несоответствующем принятым стандартам. По этой причине суд оставляет ее без движения и увеличивает время, за которое гражданину потребуется внести все изменения, чтобы в ходатайстве были внесены все необходимые корректировки.

    Что такое краткая апелляционная жалоба по гражданскому делу?

    В соответствии со статьей 321 ГПК РФ гражданину отводится 1 месяц на подачу апелляции. Отсчет начинается с момента вынесения решения в окончательной форме. В статье 199 ГПК РФ отмечается, что таким называют решение, которое содержит в себе три части (введение, мотивировочную и резолютивную).

    Суду отводится 5 дней на изготовление полного решения в окончательной форме. На практике случается так, что специалисты канцелярии не успевают в течение этого срока вынести постановление. В сопроводительном письме они могут отвечать, что судья загружен или имеются иные обстоятельства задержки.

    В результате стороны не могут в отведенный срок составить и подать полную апелляцию.

    Для соблюдения законодательных сроков стороны могут подать в суд высшей инстанции краткую апелляционную жалобу без мотивированного решения. После ознакомления с полным текстом заключения районного суда можно подать дополнение или полноценную апелляцию.

    Справка! Краткий документ содержит такое же мнение и доводы стороны, не согласной с решением суда. Он оформляется в сжатой форме, после чего дополняется.

    Целью подачи документа является временная остановка вступления в силу решения суда первой инстанции. Предварительная жалоба (как ее еще называют) позволяет инициировать производство по делу в суде высшей инстанции.

    Когда стоит писать краткую жалобу?

    Подавать краткую апелляционную жалобу нужно сразу после оглашения судебного решения. Не нужно ждать вынесения мотивированного постановления.

    На обжалование отводится 1 месяц. Если ждать документа из суда, можно пропустить данный срок. Восстановить его без уважительных причин будет проблематично.

    Форма

    Форма не закреплена законодательно. Документ составляется в свободном виде.

    Но стоит помнить о некоторых особенностях при оформлении:

    1. При составлении нужно привести такие доводы, которые бы исключали возможность вынесения отказа в принятии апелляции.
    2. Не нужно раскрывать всю суть доводов и прописывать подробно обстоятельства. Обращение считается предварительным. Такие данные прописываются в полной апелляции. Также можно упомянуть, что документ не является полным. Окончательная часть будет прописана после ознакомления с мотивированным решением.
    3. Не стоит писать в наименовании документа «краткая апелляционная жалоба», так как данный термин отсутствует в законе. Назвать его необходимо «апелляционная жалоба».

    Не стоит идти на поводу у работников канцелярии суда, которые могут незаконно не принимать документ. Отказ может быть выдан только судьей. При этом Гражданин вправе оспорить его.

    Образец

    Документ должен соответствовать требованиям, отраженным в статье 322 ГПК РФ. При оформлении можно использовать данный образец:

    В жалобе следует отразить информацию:

    • наименование судебного органа, который будет рассматривать обращение;
    • фамилия, имя, отчество, процессуальный статус, место проживания заявителя;
    • данные решения суда (когда, кем, по какому делу вынесено, суть требований, данные сторон);
    • несогласие с принятым судебным решением (со ссылкой на статью 330 ГПК РФ);
    • требования заявителя (на основании статьи 328 ГПК РФ);
    • дату составления;
    • подпись заявителя.

    Гражданин вправе потребовать отмены имеющегося решения, вынесения нового, прекращения производства по делу.

    Внимание! Жалоба составляется на имя суда апелляционной инстанции. Но передается в орган, который вынес решение.

    Порядок подачи краткой жалобы

    Порядок подачи аналогичен порядку подачи обычной апелляции. Вместе с документом передается квитанция об оплате государственной пошлины.

    В противном случае жалоба не будет принята. Когда будет направляться развернутый документ, повторно госпошлина не платится.

    Как рассматривают краткую жалобу?

    Суд апелляционной инстанции должен рассмотреть жалобу в течение двух месяцев с момента регистрации. Но иногда судьи решают провести процедуру по правилам суда первой инстанции. Если потребуются дополнительные доказательства, процесс рассмотрения может затянуться.

    После рассмотрения гражданину выносится решение. Суд может запросить полный апелляционный документ. Иногда выносится отказ в принятии и рассмотрении жалобы.

    Вопросы наших читателей

    Зачем юристы подают краткую жалобу?

    Юристы отмечают, что подача краткой апелляционной жалобы позволяет не пропустить сроки обжалования и выиграть время. Пока она будет рассматриваться судом, гражданин может подготовить полный, подробный документ.

    Некоторые граждане отказываются подавать такую жалобу, считая ее непрофессиональной. Но документ позволяет соблюсти процессуальный порядок, чтобы Процедура апелляции в принципе была проведена.

    Подводные камни

    При подготовке краткой жалобы следует помнить о некоторых тонкостях:

    1. Сроки подачи. Если не передать документ вовремя, то процедура обжалования становится невозможной.
    2. Содержание. Суд может оставить документ без движения, если содержание не соответствует требованиям норм ГПК РФ.
    3. Документы. К заявлению нужно приложить подтверждающие документы, которые позволят суду принять правильное решение. Их перечень приводится в тексте, а они оформляются в виде приложений.

    Назначение предварительной жалобы

    Как ясно уже из самого названия, предварительная апелляционная жалоба предваряет собой другое процессуальное действие – подачу мотивированной апелляционной жалобы.

    Действующий Гражданско-процессуальный Кодекс не содержит в себе никаких сведений о подобном способе обжалования решения суда. То есть можно сказать, что понятия «предварительной» или «краткой» жалобы в российской юриспруденции не существует.

    При этом, будучи абсолютно нерегламентированной, предварительная жалоба существует и широко применяется.

    Никакой загадки в этом нет и это вовсе не современное изобретение. Дело в том, что ГПК всех союзных республик, включая РСФСР, в период существования СССР регламентировали предварительные жалобы, а значит, можно сказать, что существование предварительной жалобы – это Наследство, доставшееся от СССР. Более того, эта практика до сих пор существует в каждом постсоветском государстве, не будучи закрепленной законодательно.

    И во времена СССР, и сейчас единственное назначение предварительной жалобы – это закрепление срока на обжалование в случаях, когда судья запаздывает с написанием решения.

    В СССР понятия «резолютивное решение» не существовало, однако допускалось, чтобы судья, выйдя из совещательной комнаты, огласил только резолютивную часть и в течение 3 дней изготовил мотивированное решение. Поскольку срок на обжалование решений по гражданским делам составлял в СССР 15 дней, сторонам предоставлялось право подачи предварительной жалобы в случае, если в течение 3 дней им не была предоставлена возможность ознакомиться с полным текстом решения.

    В ГПК РФ ст. 199 уже законодательно регламентируется право суда вынести резолютивную часть. При этом на написание мотивированного решения эта же статья отводит судье 5 дней.

    То есть, по закону, сторона дела, желающая написать апелляционную жалобу, может прийти в суд на шестой день, и ей должно быть предоставлено для ознакомления мотивированное решение суда.

    Но на деле сторона приходит, и ей говорят «Зайдите послезавтра», потом еще через два дня и т.д. Естественно, что у человека появляются опасения, что он не увидит решение до тех пор, пока срок на обжалование не истечет. Более того, заходить в суд каждые два дня очень затруднительно, особенно для работающих людей.

    Таким образом, единственное назначение предварительной апелляционной жалобы – это исключение риска пропустить срок на обжалование.

    Сроки

    Предварительная апелляционная жалоба может быть подана в Суд первой инстанции в любое время в течение 30 дней с момента вынесения резолютивной части решения.

    Дополнительная апелляционная жалоба может быть подана в любой момент до рассмотрения дела в апелляционной инстанции. Подается жалоба в суд, вынесший решение. Дополнительная жалоба будет приложена к предварительной, после чего дело отправится в апелляционную инстанцию.

    Вполне возможно, что об изготовлении мотивированного решения вы узнаете только после того, как дело в апелляционной инстанции будет назначено к слушанию.

    Если подобное случится, вам следует явиться в суд, рассматривающий дело по второй инстанции, ознакомиться с решением первой инстанции и подать жалобу до дня, на который назначено слушание. В случае, когда вы не успеваете до дня слушания (с учетом того, что копии жалобы должны быть вручены противным сторонам), следует подать в канцелярию апелляционной инстанции заявление об отложении слушания дела.

  • Kbadm.ru
    Добавить комментарий